Печать
Категория: Воздействие на должников

Судебные приставы Татарстана начали "психическую атаку" на должников. Насколько она оправданна?

Долги, которые необходимо изъять судебным приставам РТ, в кризис выросли на треть и достигли астрономической суммы в 51 млрд. рублей. Поскольку должники в большинстве не торопятся выполнять свои обязательства, управление федеральной службы судебных приставов (УФСС) по РТ, видимо, решилось на меры жесткого психологического воздействия. "Расплатись по долгам без нашего участия!", "Вспомни о ребенке – заплати алименты!", "С днем судебного пристава!" - десять рекламных щитов с таким содержанием появились в ноябре на улицах Казани. Билборды украшают бесстрастные лица приставов, один из которых сжимает в руках автомат…

АРСЕНАЛ ПРИСТАВОВ – АРЕСТ СЧЕТОВ, НЕВЫЕЗД ЗА ГРАНИЦУ

Такие воззвания к совести должников и алиментщиков, как считают сами приставы, должны побудить их расплатиться по долгам до прихода людей в форме. Хотя некоторые эксперты считают, что воинственные образы, напротив, могут запугать некоторых неплательщиков до такой степени, что они уйдут в подполье.

- Мы хотим объяснить должникам, что расплатиться по долгам им лучше самостоятельно, поскольку если дело дойдет до судебных приставов, это может грозить им арестом имущества, арестом счетов, невыездом за границу, а это не так приятно, - рассказала газете "БИЗНЕС Online" сотрудник пресс-службы УФСС Лира Акмалетдинова. - Лучше не иметь долгов и не ждать, пока банк или Пенсионный фонд подадут в суд.

Информационным поводом для щитовой рекламной кампании стал официально утвержденный в этом году День судебных приставов, который приходится на 1 ноября. Рекламные щиты размещены в качестве социальной рекламы по договоренности с мэрией города на бесплатной основе и будут висеть в течение месяца. Идея, как рассказали "БИЗНЕС Online", принадлежит самому УФСС. Креатив и изготовление макетов приставы также оставили за собой.

Призыв "Расплатись по долгам без нашего участия!", как объяснила Акмалетдинова, обращен к самому широкому спектру должников: неплательщикам по банковским кредитам, налогов, в Пенсионный фонд, штрафов в ГИБДД, предприятиям, не выплачивающим зарплату и т.д. В пресс-службе отмечают, что речь идет не только о злостных неплательщиках. Например, у автомобилиста может оказаться забытый неоплаченный штраф в ГИБДД рублей на 100, или после расплаты по кредиту вдруг "всплывет" долг в несколько копеек. Все это также может стать причиной визита судебного пристава и штрафа в 500 рублей - в соответствии с последними изменениями в законодательстве.

КОГДА ПРИХОДЯТ ЛЮДИ В ЧЕРНОМ

- После возбуждения исполнительного производства мы уведомляем должника об имеющейся у него задолженности, - говорит Акмалетдинова, - если в течение пяти дней с момента предупреждения она не оплачена, мы применяет штрафные санкции.

Кстати, на сумму сверх 500 рублей налагается штраф в 7% от суммы задолженности.

Плакаты с надписью "Вспомни о ребенке – заплати алименты!" должны еще раз напомнить алиментщикам, что "они являются отцами и матерями, что это их дети, а не чьи-то еще", считают в пресс-службе УФСС. Оказывается, добровольно платят алименты всего 5% татарстанцев, на которых возбуждено исполнительное производство по этому поводу. Хотя, несмотря на кризис, количество "алиментных" дел в этом году в Татарстане несколько сократилось. Приставы считают, что это результат их настойчивой работы. Например, безработных алиментщиков в первую очередь трудоустраивают через центр занятости (по соглашению с УФСС), есть также случаи отправления на службу по контракту в армию.

В пресс-службе УФСС поделились с "БИЗНЕС Online" планами новой акции по "алиментным" должникам, которые объявлены в розыск: вывешивать их фотографии в общественных местах, на улицах, транслировать на мониторах в автобусах. Сейчас изучается законодательство на этот счет и отрабатывается механизм акции с прокуратурой и МВД.

Борьба с неплатежами при помощи двусмысленной рекламы не уникальна для России. В марте этого года российские коммунальные службы запустили акцию "Коммунальная весна". В нескольких российских городах были установлены рекламные щиты с изображением улыбающегося боксера-тяжеловеса Николая Валуева с букетом подснежников. Идея пригласить Валуева, как объяснили тогда в РКС, была связана с тем, что надо как-то бороться с должниками, потому что реальных механизмов воздействия нет, а угроза выселения людей за долги не помогает.

* * *

Комментарии

Ленар Кашапов, директор pr-агентства "Априори":

- На мой взгляд, использовать образ человека с автоматом в руках в рекламной кампании судебных приставов неправильно. Человек инстинктивно испугается и начнет прятаться. В такой рекламной кампании должно быть приглашение к сотрудничеству. Нужно использовать такие вещи, которые помогут воззвать к совести должников и создадут положительный имидж судебных приставов. Из этого нужно сделать подвиг, восхвалять тех, кто уже заплатил. Например, в одном из регионов сотрудники ЖКХ предприняли нестандартный ход – устроили праздник. Для людей это было необычно, но многие пошли платить.

Адель Сагиев, директор группы компаний Corpus Juris Civilis (коллекторская компания):

- Любой должник прекрасно понимает, что он должен, и какими последствиями ему это грозит. Поэтому, думаю, эта рекламная кампания не для того, чтобы запугать народ и показать, "какие у нас автоматы", а объяснить людям, что добровольное исполнение обязательств – это первостепенная обязанность любого гражданина. Судебные приставы сегодня загружены выше всяких пределов, а для посещения каждого должника необходимо очень много времени. К тому же до приставов, как правило, доходят долги, которые заведомо очень сложно взыскать.

Светлана Галямова, директор ИД "Парадигма":

- Креативное решение тут обсуждать бессмысленно, потому что его просто нет. А если по существу…Мне кажется, что любое ведомство, решая стоящие перед ним задачи, должно не забывать, что оно олицетворяет собой государство. Какой образ государства рисуется, когда видишь этих людей с жесткими бескомпромиссными лицами и оружием в руках – понятно. Какие чувства внушает это государство? Тоже понятно. В первую очередь, это страх. Отчуждение. Желание как можно меньше с ним контактировать. А ведь эти щиты видит не только целевая аудитория – злостные неплательщики, но и самая широкая публика: от младенцев в колясках до предпринимателей в джипах. И рассказывай им потом, что власть у нас цивилизованная, и насилие – не единственный инструмент управления…

Вспоминаются Окна РОСТА, ставшие прообразом социальной "наружки" в нашей стране. Они тоже выполняли вполне определенный заказ Российского телеграфного агентства, но уже тогда у исполнителей хватало вкуса, иронии, таланта, чтобы нажимать на разные кнопки аудитории, а не только ее запугивать. Неужели спустя 90 лет кто-то думает, что для получения результата достаточно просто страшилки? Или это просто способ продемонстрировать свою активность вышестоящим органам? Боремся, мол, пугаем…

Денис Хабибуллин, директор креативного агентства "Седьмое небо":

- Любая реклама – это информационное сообщение, которое имеет свою аудиторию. Есть категория людей, которые, прикрывшись кризисом, расслабились и перестали платить, - их такая реклама может их простимулировать. На тех, у кого, действительно, очень сложная ситуация, - она будет действовать удручающе. Но нельзя винить за это судебных приставов, государство поручило им это дело, и они им занимаются.

Фото с сайта business-gazeta.ru

    Источник: