Печать
Категория: Беларусь

Лихих ребят с дубинками в руках, ставивших должников "на счетчик", сменили цивилизованные юристы. Возврат просроченной задолженности - тема, волнующая сегодня не только кредиторов (работников банков, страховых компаний, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, предприятий топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства и других сфер), но и самих должников. Последних, как известно, тревожат письмами-напоминаниями и телефонными звонками, предложениями добровольно погасить долг (займодавцы отличаются лучшей памятью, чем должники) либо вызовами к ответу в суде. При этом плохо себя чувствуют и те, кто давал в долг, и те, кто попал в финансовую западню. И вот на помощь им пришли коллекторы. Кто они?

Сразу скажем, не те лихие ребята с дубинками в руках, которых показывают в криминальных новостях и детективных сериалах. Это - посредники в диалоге кредитора и должника. Это - цивилизованные юристы, прошедшие аттестацию в Министерстве юстиции Республики Беларусь, владеющие необходимыми технологиями и обладающие опытом работы.

Рынок услуг по возврату долгов в Беларуси только начинает формироваться, поэтому о коллекторах у нас пока мало кто знает. Это в США и Европе, в России и Украине институт коллекторов успешно действует несколько десятков лет.

Белорусские же юристы, специализирующиеся на коллектинге, живут в ожидании правовой базы, которая даст возможность легально и законно заниматься этим бизнесом, в первую очередь, при сотрудничестве с банками, "повязанными" банковской тайной. Пока же многие сборщики долгов просто не хотят афишировать свою деятельность. Но даже небольшой опыт работы белорусских коллекторов показывает, что она эффективна, утверждает директор минского коллекторского агентства ООО "СВС-Консалтинг" Юрий ТИВАНОВ.

- Да, мы весьма эффективно сотрудничаем с одним из ведущих операторов мобильной связи - СООО "Мобильные ТелеСистемы" - по возврату просроченной задолженности, - рассказывает он. - Знаете, многие из должников даже не догадываются о своем долге. Кто-то перестал пользоваться услугами МТС, кто-то потерял или у него украли телефон, кто-то оформил на свой паспорт договор на услуги оператора для родственника, соседа, друга, не читал договора и не подозревает, что несет по нему всю полноту ответственности. Далеко не каждый даже законопослушный гражданин спешит в центр оператора, чтобы расторгнуть договор, а абонентская плата капает... И таких должников у операторов мобильной связи тысячи и тысячи. Несмотря на, казалось бы, относительно небольшую величину среднего долга за услуги операторов - около 15 тысяч рублей (в России, например, эта сумма составляет в эквиваленте от 50-60 тысяч белорусских рублей до нескольких миллионов), нам этот бизнес выгоден. За счет накопленного в этой сфере опыта и определенных технологических наработок агентство "СВС-Консалтинг" смогло предложить партнерам эффективную систему взыскания задолженности с пользователей телефонной связи, позволяющую быстро работать с большим количеством должников, контролировать процесс взыскания и при этом обеспечивать приемлемую норму рентабельности коллектора. Должен отметить приятную для коллекторского агентства особенность работы в Беларуси - высокое качество информационного обеспечения сотовых операторов и жесткие требования к оформлению документов при заключении контрактов с абонентами, благодаря чему процент мнимых контрактов (или оформленных на подставных лиц либо на чужие паспорта) ничтожно мал в сравнении с той же Российской Федерацией.

Проблемы в нашей работе, конечно, есть. Часто они обусловлены действующим законодательством. Если говорить, например, об услугах связи, то действующий Закон "Об электросвязи" не позволяет передать коллекторам в работу должников, чьи телефоны в соответствии с договором еще не отключены (или хотя бы один из контрактов должника не истек). Вот и возникает ситуация, что человек имеет 3-4 телефонных номера и на каждом из них имеется задолженность, но передать нам эти долги оператор не может. С другой стороны, в соответствии с тем же законом действующие телефонные номера являются конфиденциальной информацией и разглашению не подлежат, а значит, исключается возможность построения действенной системы информационного взаимодействия между операторами связи. Таким образом, наши законодатели очень сильно защитили права гражданина, и это правильно, но при этом никак не защитили права кредитора. А если вспомнить о европейском опыте, то в большинстве стран эта информация общедоступна, и уж тем более ее легко можно получить, если к человеку есть материальные претензии.

А пока мы чаще всего имеем дело с безразличным отношением граждан к их собственным проблемам и нежеланием понять, какие правовые и финансовые последствия могут для них возникнуть из-за непогашенного долга. В первую очередь это касается безграмотных в правовом отношении молодых людей - учащихся и студентов, которые думают, что если после окончания учебы, они уедут из столицы, то их никто не найдет. Найдем обязательно, но уже с молодых лет человек приобретает имидж неблагонадежного клиента, у него появятся проблемы в случае, если он захочет получить кредит в банке, выехать за границу и так далее. А уж если вопрос с урегулированием долга дойдет до судебной инстанции, то придется не только оплатить долг, но и понести все судебные издержки, а это суммы в разы большие суммы долга.

    Источник: