Печать
Категория: Казахстан

На днях руководство Казкоммерцбанка, проведя брифинг для журналистов, разъяснило сложившуюся ситуацию с проблемными заемщиками

Деньги надо вернуть

По информации управляющего директора Казкоммерцбанка Адиля Батырбекова, по госпрограмме рефинансирования ипотечных кредитов под 11 и 9 процентов за счет средств ФНБ "Самрук-Казына" банку было выделено 24 миллиарда тенге. Финансовый институт, в свою очередь, одобрил заявки на общую сумму кредитов 26,4 миллиарда тенге (количество заемщиков – 6393). На момент освоения суммы господдержки (24 миллиарда тенге) количество заемщиков составило 5921 человек.

– Мы посчитали справедливым для таких клиентов продолжить программу удешевления кредитов, но уже за счет собственных средств, и выделили 2,4 миллиарда тенге, – сказал Адиль Батырбеков.

В эту программу были включены заемщики, которым банк ранее одобрил заявки, но они не попали в госпрограмму в связи с полным освоением средств. Собственная программа финансового института, куда вошли и заявки клиентов, являющихся дольщиками АО "Корпорация "Куат", так же как и госпрограмма, предусматривает уменьшение долговой нагрузки по кредитам. Процентная ставка для них была снижена до 11 процентов.

– На 19 декабря текущего года, – сообщил господин Батырбеков, – по собственной программе банка 280 заемщиков успешно рефинансировали свои кредиты на сумму 1,5 миллиарда тенге. Сюда вошли и четыре первых дольщика корпорации "Куат". Их сумма рефинансирования составила 33 миллиона тенге. Еще семь дольщиков "Куата" получили одобрение на рефинансирование на сумму 67 миллионов тенге.

Собственная программа банка не предусматривает ограничения по единственности жилища и размеру жилплощади. Однако обязательно отсутствие просроченной задолженности на дату рефинансирования и наличие договора долевого участия для клиентов корпорации "Куат".

Затронул управляющий директор и тему прощения кредитов.

– Банк требует возвращения кредитов, – пояснил Адиль Батырбеков, – потому что у него есть обязательства перед вкладчиками и кредиторами. Ведь именно их деньги банк использует для выдачи розничных кредитов.

Иными словами, финансовому учреждению никто не простит невыплат по депозитам вкладчиков, просрочек по выпущенным ценным бумагам и обязательств перед инвесторами и финансовыми организациями.

Только индивидуально

Как сообщил управляющий директор, работа по взысканию задолженности по проблемным кредитам организована по принципу глубины просрочки.

На ранней стадии просрочки с должниками работает Call Center банка. Его сотрудники звонят клиентам, напоминая им о просрочке, а также дают консультации о структуре долга и так далее.

– Бытует мнение, что банк сразу подает в суд на должников, – рассказывает Адиль Батырбеков, – но это не так. Суд рассматривается в качестве крайней меры, поскольку судебные взыскания – процесс длительный и дорогой. В любом случае мы даем возможность клиентам решить дело полюбовно, не доводя его до суда.

По истечении 60 дней, если звонки Call Centеr не возымели своего действия, за дело берутся внутренняя служба банка или коллекторские агентства. Они вручают письменные требования банка о возврате долгов, встречаются с должниками, ведут разговор уже в более серьезном тоне. Если и это не дало эффекта, то юристы, как правило, не ранее чем через девять месяцев, передают дело в суд.

Процесс реализации залогового имущества также разделен на три вида. Это совместная реализация, когда человек не в силах обеспечить кредит и готов продать залог для решения проблемы.

– Вторым, чуть более дорогим и длительным, вариантом является внесудебная реализация через доверенных лиц. И третий способ – это судебная реализация, когда банк и клиент не смогли договориться и обратились в суд, – добавил банкир.

Управляющий директор КАЗКОМа также пояснил, почему банк не проводит массовых акций прощения кредитов и пени, а также не рассматривает коллективных обращений общественных объединений от имени заемщиков. У каждого заемщика своя история, свои обстоятельства, свои причины. Поэтому банк разбирается с каждым случаем индивидуально. С тем чтобы решения по каждому заемщику принимались оперативно, банк разработал трехуровневую систему рассмотрения заявлений. Сюда входит "горячая линия", центр принятия решений по проблемным кредитам – для более сложных случаев – и комитет по проблемным розничным кредитам – для очень трудных ситуаций. Бывало, что банк прощал полностью или частично задолженность своим клиентам, но это единичные случаи, связанные, как правило, с трагическими обстоятельствами у заемщиков и их семей.

– В банках тоже работают люди, и мы идем навстречу таким семьям, – сказал Адиль Батырбеков, – однако хотел бы предостеречь от мысли, что кредит можно не возвращать. Есть немало заемщиков, которые используют экономический кризис как повод, чтобы не платить. Мол, работу потеряли, зарплату снизили, жена в декрет ушла, цены подскочили. Начинаешь разбираться, и оказывается, что у заемщика несколько квартир и несколько кредитов в разных банках, земельные участки, дети учатся за границей. Какое решение вы бы сами приняли по такому заемщику?

Что делать, если возникли проблемы?

Конечно, большинству заемщиков банка стало сложнее выплачивать кредиты. Это обусловлено кризисом в экономике. Если у вас возникли временные трудности, то Адиль Батырбеков советует не бежать от банка, а, напротив, идти в банк и честно об этом говорить. Банк может несколько раз предоставить отсрочку, если будет уверен, что вы не сидите сложа руки и что-то предпринимаете для восстановления своей платежеспособности. Кредит дисциплинирует и является для многих клиентов хорошим стимулом действовать и справляться со своими проблемами. В КАЗКОМе более 70 процентов заемщиков продолжают добросовестно исполнять свои обязательства перед банком, несмотря на кризис. По мнению Адиля Батырбекова, это хорошая статистика, и она может улучшиться в следующем году, если экономика пойдет в рост.

    Источник: