Печать
Категория: Коллекторы говорят

О платежной дисциплине как факторе эффективности энергетического бизнеса

Димитриос Сомовидис В связи с активной фазой отопительного сезона, как обычно, высокую остроту и актуальность приобретают вопросы накопленной просроченной задолженности всех групп потребителей перед теплоснабжающими компаниями. Тема за последние десятилетия уже стала настолько обыденной, что воспринимается дежурной частью информационного фона. Между тем реальные проблемы, которые несет гигантская долговая нагрузка для энергетической инфраструктуры, состояния предприятий отрасли, их инвестиционных перспектив и экономики страны в целом, имеют характер стремительного маховика, способного раскрутить ситуацию до полного коллапса.

По состоянию на 1 октября 2010 года объем проблемной задолженности за тепло и горячую воду перед поставщиками в Уральском федеральном округе достиг 24 млрд. рублей, более 800 млн. долларов США. Цифры, сопоставимые с траншами Международного валютного фонда на поддержку бюджетов развивающихся экономик! И сумма продолжает расти.

Задолженность приводит к дополнительному кредитованию и расходам, не предусмотренным тарифами, росту доли проблемных долгов в общем объеме дебиторской задолженности.

В странах со стабильной экономической системой, низким уровнем инфляции увеличение дебиторской задолженности часто расценивается как свидетельство наращивания оборота и не считается тревожным сигналом. В России в условиях повышенной инфляции и нестабильности экономики такое положение может быть очень опасным, так как ведет к повышению финансовых рисков и, как следствие, к финансовой неустойчивости компаний.

Приходится признать крайне низкий уровень платежной дисциплины со стороны всех групп - получателей ресурсов. Среди причин подобного положения вещей принято называть следующее: тяжелое экономическое положение, недофинансирование бюджетных организаций, неплатежи населения перед УК и автоматические долги последних перед сбытовиками. Казалось бы, все правильно и объективно, однако, если подобная аргументация легко принималась и объяснялась общей негативной конъюнктурой 90-х годов прошлого века, то с наступлением экономической стабилизации и началом подъема большинство аргументов не выдерживают критики. В итоге, отбрасывая "объективные" аргументы, мы сталкиваемся с проблемой скорее этического и ментального характера, в рамках которой оплата потребленных энергетических ресурсов становится в ряд необязательных платежей.

Платежная дисциплина в сфере энергетики у конечных потребителей в массе своей отсутствует как понятие, накопленные долги как долги часто не воспринимаются вплоть до момента судебных разбирательств.

Как это ни удивительно, в сознании значительной доли потребителей (физических лиц) бытует устоявшаяся идеологема, характеризующая потребленное тепло не как коммерческий продукт, за который надо платить, а как некое естественное приложение, одного порядка с такими природными явлениями, как день и ночь. То есть наступают холода, и батареи должны теплеть. Несмотря на кажущуюся комичность подобных сравнений, объем долгов, связанный с нежеланием воспринимать тепло как услугу, подлежащую своевременной оплате, достигает астрономических величин.

Реформа ЖКХ и изменение схемы организации теплоснабжения и сбыта породили проблему возникшего финансово необеспеченного посредника в системе расчетов. Испытывая постоянный дефицит оборотных средств, УК и ТСЖ получают на свои счета "подарок" в виде оплаты жильцами счетов за потребленное тепло.

Подобное положение вещей создает питательную среду для мошеннических схем, связанных с созданием компаний-однодневок с последующим хищением средств. Кроме того, даже реально работающие УК, как правило, не имеют активов и возможности кредитоваться, в итоге свои огромные кассовые разрывы они компенсируют неплатежами в адрес ресурсоснабжающих компаний. Существующая законодательная база в сфере управления жилым фондом допускает существование управляющих компаний в рамках упрощенных организационно-правовых форм, вплоть до индивидуального предпринимателя, что фактически вводит финансово необеспеченного посредника в схему взаимодействия поставщик - конечный потребитель. В итоге на проблемы неплатежей населения накладываются вопросы неплатежей со стороны УК, которые занимаются фактическим хищением средств у поставщиков ресурсов.

Попытки взыскания просроченной задолженности силами и ресурсами поставщиков показали, что крайне незначительная часть задолженности была взыскана, часть до сих пор находится на стадии судебного и исполнительного производства, часть задолженности была списана как задолженность с просроченными сроками исковой давности, а часть остается по-прежнему на балансе компаний, отражаясь из года в год в финансовой отчетности. При этом к проблемам неплатежей, характерным для ресурсоснабжающих компаний, добавляется рост издержек, связанных с отвлечением ресурсов компаний на непрофильную деятельность.

Выводы из сложившейся ситуации достаточно простые. Требуется реформирование системы по всем базовым пунктам. Во-первых, устранение из цепочки платежей ненужных посредников. Во-вторых, оснащение индивидуальными приборами учета тепла жилого фонда в разрезе каждого отдельного домохозяйства. В-третьих, повышение платежной дисциплины потребителей (задолженность за потребленный ресурс должна восприниматься как долг, за неуплату которого наступают серьезные последствия для должника). В-четвертых, разработка и внедрение в ресурсоснабжающих компаниях систем контроля платежной дисциплины.

Необходимо отметить, что понимание реформирования и необходимости осуществления изменений очень четко осознается как операторами рынка, так и представителями регулирующих властных органов. Критичная ситуация наконец-то привела к редкому ранее консенсусу, что долговую проблему необходимо решать, и решать комплексно, не исключая и достаточно непопулярных ранее мер, связанных с привлечением коллекторских агентств для взыскания долгов. Популизму местных властей, снижавших социальный градус среди иждивенчески настроенных слоев за счет тепловиков, приходит конец.

    Источник:     Ссылки к статье: