Печать
Категория: Регулирующие документы

КОДЕКС ЭТИКИ
Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА)

I. Общие положения

  1. Кодекс этики Национальной Ассоциации Профессиональных Коллекторских Агентств (НАПКА) устанавливает правила поведения и определяет основные принципы, которыми коллекторские агентства – члены НАПКА (далее – Агентства) должны руководствоваться в своей профессиональной деятельности. Указанные правила и принципы основываются на нормах морали и нравственности, а также международных стандартах коллекторской деятельности.
  2. Положения настоящего Кодекса обязательны для членов НАПКА и имеют рекомендательный характер для иных коллекторских агентств.

II. Общие принципы деятельности Агентства

  1. Агентство должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке в качестве коммерческой организации. Основным видом деятельности Агентства является коллекторская деятельность.
  2. Агентство должно осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Кодексом, европейскими и международными правовыми актами, которые применимы к коллекторской деятельности, правовыми актами международных ассоциаций, членом которых является НАПКА.
  3. Агентство должно обеспечивать высокий уровень профессионализма своих работников и принимать на работу преимущественно лиц, имеющих соответствующие опыт и (или) знания в области взыскания просроченной задолженности либо в смежных областях, таких как оказание финансовых, юридических услуг, услуг страхования. Агентство должно заботиться о повышении квалификации своих работников.
  4. Агентство должно иметь достаточный уровень материально-технического оснащения, позволяющий осуществлять действия по взысканию задолженности на высоком профессиональном уровне.
  5. Агентство должно заботиться о репутации всего коллекторского бизнеса, не совершать действий, которые могут нанести вред деловой репутации других членов НАПКА и всего коллекторского сообщества.
  6. В состав органов управления Агентства не должны входить лица с неснятой или непогашенной судимостью.
  7. Агентство обязано информировать работников о необходимости осуществлять коллекторскую деятельность только законными способами.
  8. Агентство должно прилагать все усилия для погашения задолженности в досудебном порядке.
  9. Агентство должно страховать свою профессиональную ответственность.* (данный пункт вступает в действие с 1 января 2008 года)
  10. Агентство не может заниматься деятельностью по консультированию должников по вопросу избежания уплаты долга и (или) ответственности за его неуплату, а также по другим сходным вопросам.

III. Правила работы с информацией

  1. В процессе своей деятельности Агентство должно предоставлять кредиторам и должникам только достоверную информацию о себе и своей деятельности.
  2. Агентство вправе искать, получать, передавать и распространять информацию любым разрешенным законом способом.
  3. Агентство обязано обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную тайну, и иных сведений, защита которых предусмотрена законом.
  4. Агентство должно обеспечивать конфиденциальность информации, связанной с заключением и исполнением договора с кредитором; переданной ему кредитором; полученной или ставшей ему известной в ходе осуществления действий по взысканию задолженности.
  5. Агентство обязано обеспечивать конфиденциальность информации, относящейся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу, в том числе его семейном, социальном, имущественном положении, образовании, профессии, доходах и другой информации (персональные данные), за исключением случаев, когда распространение указанных сведений разрешено законом.
  6. Под соблюдением конфиденциальности информации в рамках настоящего Кодекса понимается обеспечение Агентством защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации.
  7. Объекты информатизации Агентства, предназначенные для обработки конфиденциальной информации, подлежат обязательной аттестации по требованиям безопасности информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Данный пункт обязателен с 1 января 2008 года)
  8. Обязанность соблюдения конфиденциальности информации остается в силе в том числе после завершения отношений между Агентством и лицами, указанными в пункте 1 настоящего раздела.

IV. Взаимодействие Агентства с кредиторами

  1. Деятельность Агентства по взысканию задолженности, права требования которой не принадлежат Агентству, осуществляется им на основании договора с кредитором.
  2. Договор, заключаемый Агентством с кредитором должен содержать перечень совершаемых Агентством действий (оказываемых услуг), размер вознаграждения за действия Агентства и иные условия, предусмотренные законом.
  3. Агентство должно сообщать кредитору информацию о ходе выполнения поручений кредитора, своевременно предоставлять отчеты о ходе выполнения поручения в порядке, предусмотренном договором Агентства и кредитора.
  4. Если Агентство и (или) члены органов управления Агентства прямо или косвенно заинтересованы в неуплате должником долга, коллекторское агентство должно отказаться от исполнения поручения кредитора.
  5. В случае если договором Агентства и кредитора предусмотрена возможность получения Агентством денежных средств от должника, Агентство обязано уведомлять кредитора о получении от должника денежных средств и перечислять денежные средства на указанные кредитором счета на реже одного раза в месяц, если иной срок не установлен договором Агентства и кредитора.
  6. Получаемые Агентством от должников денежные средства должны зачисляться на отдельный банковский счет.
  7. При возникновении угрозы несостоятельности (банкротства) Агентства оно должно немедленно перечислить полученные от должников денежные средства кредитору.

V. Взаимодействие Агентства с должниками

  1. Агентство должно взаимодействовать с должником и (или) его представителем в любое время, когда должник и (или) его представитель выражают такое желание.
  2. Агентство и работники Агентства должны корректно и уважительно относиться к должникам.
  3. Агентство не может использовать запрещенные законом методы взыскания задолженности, в том числе причиняющие вред жизни или здоровью должника или угрожающие причинением такого вреда.
  4. Агентство не вправе беспокоить должника в период времени с 23 часов вечера до 6 часов утра по времени места нахождения должника.
  5. При взаимодействии с должником работники Агентства не должны унижать честь и достоинство должника.
  6. Агентство не должно создавать у должников и иных лиц впечатление, что оно действуют в качестве органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностных лиц указанных органов либо по их поручению.
  7. Агентство должно предоставлять должникам информацию о размере и структуре задолженности должника, о наименовании кредитора, о сроках и порядке погашения задолженности. Если расходы агентства представляют самостоятельную статью в структуре задолженности, то они должны указываться отдельно.
  8. Не допускается вводить должников в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности и последствий отказа от ее погашения, а также требовать уплаты задолженности, наличие которой не подтверждено документально.

VI. Порядок рассмотрения претензий

  1. Агентство должно своевременно и объективно рассматривать претензии кредиторов и должников, предъявляемые ими к Агентству.
  2. Отзыв на претензию должен даваться в письменном виде в течение 30 (тридцати) дней с момента ее поступления. В отзыве должны содержаться мотивированные ответы на все вопросы и замечания к работе Агентства, содержащиеся в претензии.
    Источник: