Печать
Категория: Коллекторы говорят
С недавних пор в нашем лексиконе появился новый термин - "коллекторы". То есть профессиональные выбиватели - необязательно в известном дурном смысле слова - долгов. Те, кто не по долгу службы, а по зову коммерческого интереса, работает, так сказать, с должниками. О том, как это происходит, что это вообще за бизнес, я и решил разузнать подробнее. И обратился в одно из кировских коллекторских агентств.

- Коллекторство - это взыскание проблемных долгов, просроченной дебиторской задолженности, - поясняет коммерческий директор агентства [«Центр ЮСБ-Киров»] Роман Посаженников. - Вот мы и оказываем услуги по взысканию долгов. Наши клиенты - это и частные лица, и банки, различные фирмы, страховые компании, операторы сотовой связи. Сейчас, в кризис, долговые проблемы действительно обострились. Два года назад, когда мы только открылись, такого потока клиентов не было. Он сейчас вырос в несколько раз.

- Как строится ваша работа?

- Значительный пласт нашей работы - это, конечно, потребительские кредиты, взятые в банках. Люди покупают в кредит холодильник или телевизор. Потом перестают платить. Банк формирует реестр таких должников и передает его нам. Подробно наши методики раскрывать не буду - это профессиональные секреты. Но могу сказать, что начинается наша работа по тому или иному долгу с телефонного звонка. И уже по звонку должнику, по тому, как он повел себя в этом разговоре, становится понятно, как действовать дальше. Кто-то своевременно заплатить просто забыл. А кто-то платить не желает. Приходится убеждать, что по долгам лучше все же рассчитаться. В итоге человек это понимает. Если нет, тогда тратить время бессмысленно - надо подавать в суд.

- А если суд решил, но должник все равно не платит? В этом случае вы берете на себя роль судебных приставов?

- Нет, у них своя работа, свои полномочия. Наши сотрудники как представители интересов кредитора могут участвовать в каких-то действиях приставов, но у нас, например, нет права арестовывать, изымать какое-то имущество. Мы просто помогаем приставам. Бывает, находим какое-то имущество должника, подсказываем им, где его можно обнаружить. То есть работаем в каком-то смысле как детективное агентство. Приставы в силу объективных причин не могут все успевать, объем работы большой, а у них штат ограничен. И, кроме того, они действуют по долгу службы, а мы работаем за интерес. Мы же напрямую материально заинтересованы в результате, что и делает нашу работу в чем-то более эффективной.

- Как все это происходит? Конкретный пример можете привести?

- Расскажу о своем личном опыте. Я тогда еще не работал в коллекторском агентстве, просто столкнулся с такой проблемой: дал одному человеку в долг, под расписку. Он деньги не вернул - я обратился в суд. Потом судебные приставы аж пять раз выносили постановление о невозможности взыскания данного долга. Но я своего добился. Сам все узнал об этом человеке, нашел источник его доходов - он неофициально работал в одной фирме. Эту информацию я сообщил судебным приставам, в итоге вопрос был решен в мою пользу. То есть не всегда стоит рассчитывать только на приставов. Порою необходимо проделать еще какую-то работу, на которую у них просто нет времени. Вот мы и делаем эту работу.

- Говорят, в 90-е годы криминальные структуры за выколачивание долга брали половину его суммы. А во сколько вы оцениваете свои услуги?

- Долги бывают разные. У каждого долга своя специфика. Поэтому какого-то единого тарифа нет. Когда к нам обращается тот или иной клиент, мы смотрим документы, оцениваем, насколько это проблемный долг. И уже исходя из этого ведем разговор о цифре. А она зависит от специфики, объема долга. Могу лишь сказать, что эта цифра - не меньше десяти процентов от суммы долга. Иногда берем мы и предоплату. Но это только если долг слишком сложный, с неясной перспективой. И предоплата берется лишь на покрытие издержек - на сбор информации, на изучение документов, выяснение всех обстоятельств дела.

- Высока ли ваша эффективность? Бывают ведь наверняка и вовсе глухие долги, которые ни приставы, ни вы взыскать не в состоянии?

- Такие долги, чего греха таить, конечно, бывают. Как правило, это случается, когда в должниках оказывается фирма-однодневка, какое-нибудь ООО, специально для того и созданное, чтобы провести через него деньги. Когда директор такой фирмы находится, скажем, где-то в Марий Эл, а она сама - где-нибудь в Санкт-Петербурге. Здесь, в Кирове, эту контору только зарегистрировали. А потом - закрыли. Вот и ищи ветра в поле. И если к нам приходит клиент с безнадежным долгом, мы с него деньги не тянем, сразу говорим правду - этот долг получить нереально. Но таких случаев все же немного. Могу однозначно утверждать, что более половины всех долгов, по которым мы работаем, наши клиенты в итоге все же получают. И если не всю сумму, то значительную ее часть.

- А с законом вы дружите? Или все же иногда его приходится обходить? Есть ведь, например, слухи, что коллекторы угрожают должникам?

- Мы работаем строго в рамках закона. Да, пока, к сожалению, у нас нет специального закона о коллекторской деятельности. Но мы действуем в рамках законодательства - как представители интересов кредитора работаем на основании закона об исполнительном производстве, гражданского и уголовного кодексов. И, разумеется, никаких угроз должникам. Ведь если до банка или другого нашего солидного клиента дойдут сведения, что коллекторы ведут себя некорректно, то он просто откажется с такими коллекторами работать. Зачем ему портить себе репутацию? И нам это ни к чему. Сотрудники нашего кэлл-центра - это те, кто занят обзвоном должников, - ведут себя предельно вежливо, просто разъясняя должнику нормы закона, последствия их нарушения. Да и наша группа выезда, которая устанавливает с должником непосредственный контакт, когда его не удается разыскать по телефону или он не реагирует на наши письменные почтовые уведомления, действует по тому же принципу.

- Но конфликтные ситуации в вашей работе все же возникают?

- Не без этого. Как и в работе тех же судебных приставов, которым иногда приходится сталкиваться с не совсем адекватным поведением граждан. Бывают какие-то оскорбительные высказывания в наш адрес - не более того. А каких-то особенных инцидентов в практике нашего агентства не было.

- Но каким все же способом, действуя лишь в рамках закона, можно убедить человека в необходимости платить по счетам?

- Повторю, не буду раскрывать всех наших профессиональных тайн. Но вот пример. Какой-то предприниматель "забыл" рассчитаться со своими коллегами-контрагентами - скажем, за поставку товара. Те обращаются к нам. И мы уже объясняем этому должнику, что лучше рассчитаться. Иначе мы доведем информацию о его неблаговидном поведении до сведения бизнес-сообщества, всех тех, с кем ему приходится иметь дело. Тогда с ним мало кто захочет работать. Это не шантаж, здесь все по закону. Мы просто обещаем распространить некую информацию, подтвержденную официальными документами, - например, решением суда. А зачем должнику такая перспектива? Он предпочитает заплатить.

- А другие агентства, по вашим сведениям, тоже строго по закону работают? И вообще, много ли их у нас?

- Сколько всего в Кирове коллекторских агентств и просто частных коллекторов, сказать трудно. Но таких, которые, как мы, оказывают полный спектр услуг, работая с юридическими и физическими лицами, не больше трех. Тут важно заметить, что есть и недобросовестные коллекторы, от общения с которыми и хотелось бы предостеречь людей. Доходит порою до того, что, являясь с визитом к должнику, они представляются судебными приставами, сотрудниками каких-то других государственных органов. То есть попросту обманывают людей. И не только должников, но и клиентов, которых вводят в заблуждение относительно своих возможностей и просто вытягивают с них деньги за свои услуги. Поэтому с какими-то долговыми проблемами лучше обращаться в солидные агентства, чья репутация проверена за годы работы.

Мы, например, нигде свои услуги особенно не рекламируем, к нам приходят чаще по совету знакомых, друзей, родственников, которым мы в свое время помогли, вот они теперь нас и рекомендуют...