Печать
Категория: Коллекторы говорят

Алексей Турков АЛЕКСЕЙ ТУРКОВ: "БОЛЬШИЕ БАНКИ ДАВНО ПОТЕРЯЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ЖИЛКУ"

Досье Bankir.Ru. Алексей Турков. Родился 5 июня 1970 года. В 1992 году окончил Воронежское высшее военное инженерное училище радиоэлектроники. В 2000 году окончил Российскую экономическую академию имени Плеханова. В 2002 году окончил юридический факультет Воронежского государственного университета. В 2008 году окончил программы DBA Академии народного хозяйства при правительстве Российской Федерации. Кандидат экономических наук. Автор более 150 научных работ.

В 1992-1994 годах – офицер военной разведки в вооруженных силах России. В 1994-1997 годах – исполнительный директор компании "Корвет", коммерческий директор компании "Прогресс LTD". В 1999-2000 годах – начальник клиентского отдела воронежского филиала банка "ИБГ Никойл". В 2001-2008 годах – старший вице-президент "Альфа-банка". В 2008-2009 годах – член совета директоров "Волгопромбанка", вице-президент "Промсвязьбанка".

С 2009 года – президент и председатель совета директоров небанковской депозитно-кредитной организации "Ричфорд Кредит". С 2010 года Председатель совета директоров "Ричфорд Групп".

- Успешный топ-менеджер крупнейших банков вдруг бросает все и создает в Воронеже группу "Ричфорд Кредит" - практически стартап. Что это? Бегство от столичной жизни? Будущий триумф небанковских кредитных организаций?

- Знаете, чтобы как-то пояснить, надо начать с предыстории. В конце 90-х я был приглашен в команду, которая проводила санацию и закрывала "Инкомбанк". Прошел через все возможные ситуации, связанные с "чеченскими" авизо и "золотом партии". Потом получил должность старшего вице-президента в "Альфа-банке". Курировал Черноземье, был там этаким "тряпочным олигархом": разъезжал по Черноземью на дорогом и красивом автомобиле "Бентли", занимался многочисленными вопросами, общался с разными людьми, в том числе и с первыми лицами. Захотелось каких-то изменений, чего-то нового – получил предложение от одного из крупных частных банков России. Возглавил не только региональное представительство, но и получил в управление целый регион (ЦЧР). Потом пожалел. Почему? Разочаровался. Скажем так, при всем уважении к его команде, не получил полного удовлетворения от состояния дел в его руководстве. Когда работал в "Альфа-банке", мне разрешалось руководством заниматься некоторыми проектами на вольных хлебах. А именно: мы покупали маленькие банки, апгрейдили их и продавали. На новом месте этого не одобрили. А мне было интересно создавать некую новую сущность на рынке. Поэтому чуть более года назад я ушел в свободное плаванье.

Конечно, было тяжело - остался один на один с рынком, без команды, без такого "проходного билета", который обеспечивал принадлежность, например, к "Альфа-банку". Был только я, много идей и лицензия. Так возник "Ричфорд Кредит".

- Откуда такое, мягко говоря, непривычное для Воронежа название?

- Почему мы его так назвали? Ну, грамотно поработали сами и грамотно, на мой взгляд, озадачили людей. Я уверен, что дальнейшая судьба рынка на советском и постсоветском пространстве интересна именно англосаксам. Поэтому неймерам ставили задачу сориентировать название в этакую англосаксонскую плоскость. Зарегистрировали новое имя, сделали модный бренд-бук, купили современную IT-платформу, наняли правильных людей, поменяли форму собственности на открытое акционерное общество. На данный момент увеличиваем капитал и делаем на этой базе банк.

Мне часто задают вопрос: а зачем воронежскому банку такой капитал почти в 300 миллионов? А затем, чтобы не стать ломбардом, как это произошло со многими и многими банками, играющими с минимальным собственным капиталом. Чтобы работать по-настоящему…

Наконец, следующая ипостась, группы компаний возникла немного неожиданно. Думая о том, что же у нас хорошо получается, мне пришла в мысль - у нас хорошо получается отнимать и делить, иногда - реструктурировать долги. Этому научился в "Альфа-банке". Особенно на последнем месте работы, поскольку там работал как раз в кризисный период, когда пришлось вести несколько сложных долговых дел. Эти проблемы были решены довольно успешно.

И вот мы начали заниматься долговым бизнесом и в рамках группы "Ричфорд Кредит". Посмотрели рынок, самые крупные коллекторские агентства – "Пристав", "Секвойя", АВД. Съездили, поговорили с менеджерами, изучили, как дело поставлено. Потом я съездил в Италию и Германию – посмотрел, как там этот бизнес работает. В итоге мы создали коллекторское агентство "G1 Collect", с самым большим в России уставным капиталом - 200 млн. рублей. Плюс передовая платформа, передовой колл-центр, опять же.

- И это все в Воронеже?

- Все в Воронеже. Знаете, о нашем Черноземье: некоторые сверхбогатые люди охотятся, чуть ли не на носорогов. Ну лень им в Африку ехать – вот и устроили в российских пенатах этакие частные "филиалы саванны", животных экзотических привозят. Хоть антилопу, хоть страусов.

Дело не в месте. Дело в том, что, если строить компанию, держа в голове задачу ее капитализации, то ее местонахождение совершенно не важно. Важно лишь, чтобы она находилась там, где высокопрофессиональные люди и при этом с низкой оплатой. "G1 Collect" мы делаем как правильную западную компанию. Полагаю, через какое-то время она будет стоить $50 млн.

Вот, собственно, так и возникла нынешняя конфигурация группы компаний "Ричфорд Групп".

- На кризисе коллекторский бизнес (бизнес взыскания просроченной задолженности) естественным образом приподнялся. С другой стороны, он до сих пор находится в подвешенном состоянии – закон, инструментарий не очень ясен. Из чего состоит коллекшн сегодня?

- Механика очень проста. Основных упражнений, собственно говоря, всего два. Первое – звонок. Умная девочка-специалист центра звонков (call-center), получившая хороший тренинг, правильными и корректными словами просит вернуть долг. Тут важно быть четкими, не сбиваться с допустимого фарватера и фиксировать все переговоры. Был случай, пришел один человек и говорит: "Мне ваш коллектор ради уплаты долга предложил продать почку - я на вас в суд подаю". Мы в ответ отматываем и прослушиваем записи: такого не было… Второе упражнение – хард-коллекшн. Разумеется, это не бандиты с битами. Нет, это серьезные люди, как правило бывшие сотрудники силовых структур, которые знают законодательство и владеют юридическим языком. Они могут корректно пояснить, что есть законодательство, что есть 159-я статья Уголовного кодекса. Но я вам хочу сказать одну вещь: масштабно работают три первых звонка. Потом тема умирает сама. Три звонка не сработали – умирает. Все остальные вещи - это все разговоры "в пользу бедных". Но, по большому счету, трех звонков хватает. Потому что основная масса должников – вовсе не жулики. А не платят по разным причинам: "… забыл; было поручительство за дочку, дочка уехала за границу; не знал, сколько надо заплатить…" То есть основная причина долгов – отнюдь не злой умысел, а элементарное российское разгильдяйство.

- Но в целом этот бизнес сегодня основан исключительно на инструментах давления на должника? Большинство коллекторских служб - что банковских, что небанковских - совершенно не способно воспринимать коллекшн не как инструмент получения долга путем давления, а как инструмент помощи должнику, в том числе – и в проведении реструктуризации.

- Все верно. Ключевое слово здесь – "помощь", Я всегда исповедовал принцип: не надо относиться к проблеме "должник - кредитор" как к войне. Даже в том случае, если дело дошло до суда. Наших девушек из центра звонков учат на тренингах: не дай Бог вам даже голос повысить. И в этом плане нам – легче. Возьмите какой-нибудь большой банк – вы представляете, сколько идиотов-менеджеров и "шестеренок" сидят в его бюрократической машине? Представляете, насколько им вообще все по барабану – что они делают, как они делают, что несут людям! Они давно потеряли предпринимательскую жилку. Работа – это отчеты, отчеты, отчеты. Им все равно. А мне – малому банку - не все равно. Поэтому я буду "въезжать" в каждую ситуацию и каждую девушку из центра звонков заставлять работать правильно, видеть перед собой человека. И у меня никогда не будут работать клоуны-безопасники, которые основное решение проблемы долгов будут видеть в том, чтобы отнять у человека купленную в кредит машину или заставить его продать дачу.

- А какая сегодня ситуация с корпоративными задолженностями? Какие есть особенности в работе с такими долгами? В чем специфика?

- Надо понимать, что многие люди в бизнесе, действительно, многое потеряли в кризис. Они не украли деньги, они не подонки, они действительно "попали" и теперь не знают, что делать. Таким надо помогать: реализовать залоги, какие-то активы или разрешить запутанные сделки.

-А как быть с той проблемой, что в кризис суммы многих кредитных долгов превзошли цену залогов?

- Типичная ситуация мошенничества топ-менеджментом банка. Мошенничества с оценкой залога и выдачей под него кредита. Откаты и т.п. Скажу честно: в 80% случаев. Когда залог оказался меньше кредита, - дело вовсе не в кризисе, а в жульничестве банковских менеджеров. Бороться с этим можно лишь одним способом - жесточайшая дисциплина в банке. Примеров такой дисциплины – море, кстати.

Есть "Альфа-банк", который честно показал все долги своих заемщиков и принципиально жестко решал с ними вопросы. Вспомните историю с тем же Полонским.

(...)

Статья в сокращении. Полная версия на сайте bankir.ru

    Источник: