"ДОЛГ ВЕЧЕН. ГЛАВНОЕ - НАЙТИ ЧЕЛОВЕКА"

Павел Михмель Президент Мясного союза России Мушег Мамиконян узнал, почему генерального директора "Первого коллекторского бюро" Павла Михмеля посчитали недобросовестным заемщиком и надежен ли бизнес по сбору безнадежных долгов.

Грозные ребята с утюгами и паяльниками - Мушег Мамиконян допускает, что нынешние коллекторы с дипломами юристов и финансистов сильно отличаются от этого расхожего образа. Но убежден, что бизнес по сбору долгов является делом неблагодарным и мучительным. Причем мучения испытывают не только недобросовестные должники, но и сами коллекторы.

30-летний хабаровчанин Павел Михмель имиджем "плохого парня" нимало не тяготится. В его бизнесе этот имидж неплохо капитализируется. Особенно в кризисные времена, когда услуги коллекторов востребованы как никогда. Центробанк РФ оценил объем просроченной задолженности физических лиц на 1 июля 2010 года в 271 млрд руб.- это в 2,5 раза больше, чем на ту же дату 2008-го (115,9 млрд руб.). Сейчас "Первое коллекторское бюро" (ПКБ) считается крупнейшей российской коллекторской компанией по географическому охвату и одной из ведущих по объему долгового портфеля (30 млрд руб.). По данным "СПАРК-Интерфакс", выручка ОАО ПКБ в первом полугодии 2010 года составила 491,5 млн руб., чистая прибыль - 118,4 млн руб.

Однако негативный имидж коллекторов привлек внимание главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко. В сентябре он назвал действия банков, которые передают проблемные долги коллекторам, незаконными. Повод поговорить о том, как коллекторы зарабатывают на безнадежных долгах и есть ли будущее у этого бизнеса.

"Кошмары по ночам снились"

Мушег Мамиконян: Я бы, наверное, не смог стать коллектором. Вам не жаль те семьи, которые теряют свое будущее? Ведь они оказались в тяжелом положении не по своей вине, а из-за породившей кризис большой финансовой игры где-то в США.

Павел Михмель: Нужно разделять работу и личные переживания. Я сам прошел весь путь от рядового коллектора до генерального директора. Поначалу кошмары по ночам снились. Пришлось вырабатывать в себе устойчивость против стресса. Наша компания на 90% занимается долгами физических лиц, в основном экспресс-кредитами. Работа неблагодарная, контингент тяжелый, безответственный. У нас анекдот есть. Должника спрашивают, куда он дел деньги. "Как куда? - отвечает тот.- Гуляли всем селом". Это наш типичный "клиент". Причем 15-20% должников вообще не идут на контакт с коллектором, скрываются.

Мушег Мамиконян: Как же вы с ними работаете?

Павел Михмель: Самая простая форма работы - дистанционное взыскание долгов. Сидят девушки в call-центре, скажем, в городе Хабаровске и всех обзванивают. Это помимо автоматического информирования - рассылки SMS, электронных писем и уведомлений. Следующая форма - выездное взыскание долгов (hard collection) - предполагает личный контакт с должником на его территории. Это уже дорогая технология, требующая большого штата в регионах. Зато "средний чек" вдвое больше. Мы специализируемся именно на выездном взыскании. Имеем в каждом регионе группу коллекторов, а также юристов для представительства в местных судах. Всего у нас работает более 1 тыс. сотрудников. Поэтому широкий географический охват - первое условие конкурентоспособности коллектора.

Мушег Мамиконян: Что еще требуется?

Павел Михмель: Конечно, наличие средств на покупку долгов. В основном мы приобретаем портфели долгов. Они приносят нам 87% выручки. Тогда как большинство конкурентов зарабатывают главным образом на агентском сопровождении кредитных пулов. Банки дают коллекторам-агентам высокие комиссии (около 30% собранной суммы.- СФ), но покупать проблемные активы выгоднее: владелец портфеля собирает гораздо больше денег, нежели коллектор-агент. Не потому, что тот плохо работает, просто у агента меньше полномочий. Например, он не может отменить штрафы и пени, начисленные банком за просрочку. А мы можем.

Читать далее на сайте ИД Коммерсантъ >>

    Источник:     Ссылки к статье: