На сегодня порядка 59% займов оформляется на неотложные нужды, 6% - на покупку бытовой техники, 4% - на оплату лечения, 5% - на обучение детей, 15% - на ремонт, 4% - семейные события, 3% - прочее. За последние 3 года цели оформления займов претерпели ряд изменений. Компания «Домашние деньги» проанализировала поведенческие поведение заемщиков и выявила, на что чаще берут деньги россияне.
На сегодня порядка 59% займов оформляется на неотложные нужды, 6% - на покупку бытовой техники, 4% - на оплату лечения, 5% - на обучение детей, 15% - на ремонт, 4% - семейные события, 3% - прочее.
Как правило, в неотложные нужды включены те займы, по которым клиент решил не говорить на что ему требуются деньги или действительно это вопрос первостепенной важности. Однако, как правило, это традиционные нужды: нехватка денег на товары первой необходимости, в том числе продукты, в связи с задержкой зарплаты, ремонт транспорта, лечение, обучение, подарки близким и т.д.
Говоря о покупке бытовой техники (6%), то 34% - покупают холодильник, 29% - стиральная машина, 24% - телевизор, 8% - мелкая бытовая техника (мультиварка, блендер, СВЧ-печь, чайник), 4% - компьютерная техника, 1% - техника для красоты (фен, выпрямители, термощетки, тренажеры, весы и т.д.)
Займы на обучение детей (5% от всего объема займов) в 60% случаях берут на оплату детского сада, 24% - на оплату кружков и репетиторов, 10% - на спорт, 6% - на школу.
Говоря о ремонте (19%), то здесь значение имеет сезон – так 60% заемщиков берут деньги на недвижимость: весна-лето – дача, осень-зима – квартира. 40% нужны деньги на ремонт автомобиля. Наиболее популярными марками являются Lada, Kia, Hundai.
Лидером в сегменте «семейные события» является свадьба (70%), далее идет юбилей (8%) и похороны (22%). В прочее (3%) были включены также самые необычные цели займов, которые были названы клиентами при оформлении договора на получение денег. Стоит отметить, что все чаще МФО стали сталкиваться с необычными желаниями клиентов – в первую очередь, это связано с тем, что в период острого пика кризиса 2015-2016 гг. люди стали жёстко экономить, отказывая себе во многом, сейчас наступила психологическая усталость жить в таком режиме и порядка 20% тех, кто раньше отказывал себе во всем решили пойти в кредитные организации.
Рейтинг необычных целей займов:
- Оплата нотариуса и юриста для получения наследства
- Одежда для собеседования (костюм), шуба
- Покупка животных для дальнейшего разведения
- Оплата алиментов и долгов по ЖКХ для выезда за границу (ближнее зарубежье)
- Бензин для автотранспорта, чтобы не ездить на общественном транспорте
- Абонемент в фитнес-центр
- Оплата путешествия (Крым, Краснодарский край)
- Подарок для супруги для примирения (ювелирное изделие, последняя модель телефона)
- На услуги адвоката
- Оплата услуг ветеринара для лечения экзотических животных
- Покупка алкогольной продукции
- Приобретение дрона
- Пополнение коллекции (монеты, марки)
- Покупка одежды для животных
- Взятка