КОДЕКС ЭТИКИ
Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА)
I. Общие положения
- Кодекс этики Национальной Ассоциации Профессиональных Коллекторских Агентств (НАПКА) устанавливает правила поведения и определяет основные принципы, которыми коллекторские агентства – члены НАПКА (далее – Агентства) должны руководствоваться в своей профессиональной деятельности. Указанные правила и принципы основываются на нормах морали и нравственности, а также международных стандартах коллекторской деятельности.
- Положения настоящего Кодекса обязательны для членов НАПКА и имеют рекомендательный характер для иных коллекторских агентств.
II. Общие принципы деятельности Агентства
- Агентство должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке в качестве коммерческой организации. Основным видом деятельности Агентства является коллекторская деятельность.
- Агентство должно осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Кодексом, европейскими и международными правовыми актами, которые применимы к коллекторской деятельности, правовыми актами международных ассоциаций, членом которых является НАПКА.
- Агентство должно обеспечивать высокий уровень профессионализма своих работников и принимать на работу преимущественно лиц, имеющих соответствующие опыт и (или) знания в области взыскания просроченной задолженности либо в смежных областях, таких как оказание финансовых, юридических услуг, услуг страхования. Агентство должно заботиться о повышении квалификации своих работников.
- Агентство должно иметь достаточный уровень материально-технического оснащения, позволяющий осуществлять действия по взысканию задолженности на высоком профессиональном уровне.
- Агентство должно заботиться о репутации всего коллекторского бизнеса, не совершать действий, которые могут нанести вред деловой репутации других членов НАПКА и всего коллекторского сообщества.
- В состав органов управления Агентства не должны входить лица с неснятой или непогашенной судимостью.
- Агентство обязано информировать работников о необходимости осуществлять коллекторскую деятельность только законными способами.
- Агентство должно прилагать все усилия для погашения задолженности в досудебном порядке.
- Агентство должно страховать свою профессиональную ответственность.* (данный пункт вступает в действие с 1 января 2008 года)
- Агентство не может заниматься деятельностью по консультированию должников по вопросу избежания уплаты долга и (или) ответственности за его неуплату, а также по другим сходным вопросам.
III. Правила работы с информацией
- В процессе своей деятельности Агентство должно предоставлять кредиторам и должникам только достоверную информацию о себе и своей деятельности.
- Агентство вправе искать, получать, передавать и распространять информацию любым разрешенным законом способом.
- Агентство обязано обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную тайну, и иных сведений, защита которых предусмотрена законом.
- Агентство должно обеспечивать конфиденциальность информации, связанной с заключением и исполнением договора с кредитором; переданной ему кредитором; полученной или ставшей ему известной в ходе осуществления действий по взысканию задолженности.
- Агентство обязано обеспечивать конфиденциальность информации, относящейся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу, в том числе его семейном, социальном, имущественном положении, образовании, профессии, доходах и другой информации (персональные данные), за исключением случаев, когда распространение указанных сведений разрешено законом.
- Под соблюдением конфиденциальности информации в рамках настоящего Кодекса понимается обеспечение Агентством защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации.
- Объекты информатизации Агентства, предназначенные для обработки конфиденциальной информации, подлежат обязательной аттестации по требованиям безопасности информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Данный пункт обязателен с 1 января 2008 года)
- Обязанность соблюдения конфиденциальности информации остается в силе в том числе после завершения отношений между Агентством и лицами, указанными в пункте 1 настоящего раздела.
IV. Взаимодействие Агентства с кредиторами
- Деятельность Агентства по взысканию задолженности, права требования которой не принадлежат Агентству, осуществляется им на основании договора с кредитором.
- Договор, заключаемый Агентством с кредитором должен содержать перечень совершаемых Агентством действий (оказываемых услуг), размер вознаграждения за действия Агентства и иные условия, предусмотренные законом.
- Агентство должно сообщать кредитору информацию о ходе выполнения поручений кредитора, своевременно предоставлять отчеты о ходе выполнения поручения в порядке, предусмотренном договором Агентства и кредитора.
- Если Агентство и (или) члены органов управления Агентства прямо или косвенно заинтересованы в неуплате должником долга, коллекторское агентство должно отказаться от исполнения поручения кредитора.
- В случае если договором Агентства и кредитора предусмотрена возможность получения Агентством денежных средств от должника, Агентство обязано уведомлять кредитора о получении от должника денежных средств и перечислять денежные средства на указанные кредитором счета на реже одного раза в месяц, если иной срок не установлен договором Агентства и кредитора.
- Получаемые Агентством от должников денежные средства должны зачисляться на отдельный банковский счет.
- При возникновении угрозы несостоятельности (банкротства) Агентства оно должно немедленно перечислить полученные от должников денежные средства кредитору.
V. Взаимодействие Агентства с должниками
- Агентство должно взаимодействовать с должником и (или) его представителем в любое время, когда должник и (или) его представитель выражают такое желание.
- Агентство и работники Агентства должны корректно и уважительно относиться к должникам.
- Агентство не может использовать запрещенные законом методы взыскания задолженности, в том числе причиняющие вред жизни или здоровью должника или угрожающие причинением такого вреда.
- Агентство не вправе беспокоить должника в период времени с 23 часов вечера до 6 часов утра по времени места нахождения должника.
- При взаимодействии с должником работники Агентства не должны унижать честь и достоинство должника.
- Агентство не должно создавать у должников и иных лиц впечатление, что оно действуют в качестве органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностных лиц указанных органов либо по их поручению.
- Агентство должно предоставлять должникам информацию о размере и структуре задолженности должника, о наименовании кредитора, о сроках и порядке погашения задолженности. Если расходы агентства представляют самостоятельную статью в структуре задолженности, то они должны указываться отдельно.
- Не допускается вводить должников в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности и последствий отказа от ее погашения, а также требовать уплаты задолженности, наличие которой не подтверждено документально.
VI. Порядок рассмотрения претензий
- Агентство должно своевременно и объективно рассматривать претензии кредиторов и должников, предъявляемые ими к Агентству.
- Отзыв на претензию должен даваться в письменном виде в течение 30 (тридцати) дней с момента ее поступления. В отзыве должны содержаться мотивированные ответы на все вопросы и замечания к работе Агентства, содержащиеся в претензии.