Объем рынка задолженности юрлиц перед физлицами в настоящее время достигает 10 млрд рублей.

Коллекторы начали осваивать новое направление - так называемое потребительское коллекторство. Теперь "охотники за долгами" занимаются взысканием проблемных долгов с компаний в пользу граждан. До сих пор физлица в случае необходимости взыскать долг с того или иного юридического лица должны были обращаться к юристам, но, по мнению профессиональных взыскателей, - такой способ не является эффективным. По данным "Известий", сразу несколько коллекторских компаний решили работать с физлицами.

Как рассказал "Известиям" гендиректор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин, потенциальный объем рынка задолженности компаний перед гражданами в настоящее время достигает 10 млрд рублей. При этом темпы роста сегмента, по оценке эксперта, составляют 30% ежегодно. Поэтому интерес профессиональных взыскателей к новому направлению объясним.

В рамках потребительского коллекторства профессиональные взыскатели берут в работу долги застройщиков, компаний ЖКХ и иных предприятий, в том числе находящихся в предбанкротном состоянии, которые задолжали населению. Еще одна категория должников - компании с массовой регистрацией (юридический и фактический адреса не совпадают) и номинальными директорами. Стоимость услуг профессиональных взыскателей составляет 20–30% от суммы долга.

Как уверяют коллекторы, они собираются брать в работу совсем небольшие долги (от 1 тыс. рублей), за которые профессиональные юристы не берутся, а если и берутся, то для клиента это будет невыгодно. Так, цена консультации адвоката составляет 0,5–2 тыс. рублей, стоимость письменного заключения - от 3 тыс. рублей, а цена за услуги по представлению интересов в суде общей юрисдикции, арбитражном суде первой инстанции - от 25 тыс. рублей. При долге менее нескольких десятков тысяч рублей лучше обращаться к профессиональному взыскателю, считают коллекторы.

Отличаются и методы, которые используют профессиональные взыскатели в рамках потребительского коллекторства. Если юристы могут защитить позицию пострадавшего клиента только через суд, то коллекторы, в свою очередь, делают упор на репутационное воздействие на компанию-должника. То есть стараются решить вопрос на досудебной стадии.

Одним из способов репутационного воздействия коллекторов является создание сайтов-визиток задолжавшей компании в интернете. Это своего рода публичный компромат. Если компания отказывается возвращать долг, коллекторы ставят ее перед фактом создания специального сайта-визитки с полной информацией о неплательщике. На сайте размещаются сведения о компании (общая информация о деятельности, логотипы, контакты: адрес и телефон, выписка из ЕГРЮЛ, включая сведения об учредителях). Также в открытый доступ попадает подборка доступной коллекторам информации о возникновении долга. Таким образом, компания сталкивается с угрозой негативного паблисити. Такой "публичный компромат" подготовила компания "БалтАлекс" на одну инвестиционную компанию, которая задолжала 12 гражданам, участникам долевого строительства, 2 млн рублей. В настоящее время уже готова демоверсия сайта-визитки, сообщил "Известиям" гендиректор "БалтАлекс" Александр Халаев.

В рамках потребительского коллекторства задействуется и контекстная реклама на "Яндекс.Директ" (еще один канал по аналогии с сайтами-визитками), указывает Халаев.

Также коллекторы практикуют обращения к партнерам и контрагентам должника, а также в госорганы с целью "репутационного разоблачения" неплательщика, говорит Жданухин. По его словам, такой способ уже используется при взыскании долга на 4 млн рублей с строительной компании Екатеринбурга в пользу одного из физлиц, которому не достроили коттедж.

- Мы написали письмо партнерам этой фирмы, где указали, что компания-контрагент является должником, - говорит Жданухин.

По словам Жданухина и Халаева, в коллекторские агентства уже начинают массово поступать обращения граждан, которым разные компании задолжали от 1 тыс. до 10 тыс. рублей. Небольшим региональным коллекторам, которым сложно привлечь крупного клиента, пул из небольших долгов может быть интересен, считают эксперты.

Эксперты, опрошенные "Известиями", неоднозначно восприняли нововведение.

- Если организация-должник - действующая организация, имеющая лицензии, постоянный денежный оборот по счетам, активы, то лучше выбирать официальный путь взыскания задолженности, с помощью квалифицированных юристов, - комментирует начальник управления регионального взыскания Бинбанка Николай Вялов. - Но если организация-должник действует только на бумаге, то взыскание с помощью обычных юристов может не привести к ожидаемым результатам. Самые распространенные действия должников-организаций после получения исполнительных документов о взыскании с этой организации - "убить фирму" (перевести в другой регион, поставить номинального руководителя, не исключено, что асоциального) и учредить новую организацию со схожим наименованием и по тому же адресу. В таких случаях именно методы взыскания коллекторов могут привести к результату.

Если сумма задолженности незначительная, то обращаться к профессиональному юристу менее выгодно (требует дополнительных затрат до получения взысканной суммы), чем к профессиональному взыскателю-коллектору, считает Вялов. По словам собеседника "Известий", чаще собственники организаций дорожат репутацией больше, чем самой организацией, поэтому методы коллекторов на данном этапе являются эффективными.

- Коллекторский бизнес, в отличие от юридического, не определен законодательством РФ, и поэтому он вряд ли обретет массовую популярность, - считает начальник отдела клиентского востребования СБ Банка Кирилл Смирнов. - Кроме того, неясно, как в данном случае будут оформляться отношения между коллекторским агентством и клиентом.

Поскольку эта работа связана с высокими операционными издержками, вряд ли она будет носить масштабный характер, считает вице-президент Национальной службы взыскания Сергей Шпетер.

Юристы не разделяют оптимизма коллекторов.

- Использование фотографий учредителей компании-должника без согласия физлиц запрещено по Гражданскому кодексу, - говорит юрист компании "Делькредере" Андрей Тимчук. - Факт размещения фото в Сети можно оспорить в суде, подав иск о защите деловой репутации и взыскании компенсации морального вреда.

Адвокат Нина Еремина напоминает, что, как правило, в суде можно взыскать 10 тыс. рублей в рамках такого иска. Учитывая их массовость, коллекторы могут понести ощутимые расходы.

- Резонный вопрос вызывает объем размещаемой коллекторами информации об учредителях компаний, поскольку степень детализации сведений может быть различна и зависит от того, каким конкретно источником воспользуются взыскатели долгов, - комментирует эксперт по корпоративному праву юридической фирмы "Частное право" Диана Полетаева. - Здесь на предмет соблюдения закона "О персональных данных" должен будет рассматриваться каждый конкретный случай. Если учредитель сочтет свои права нарушенными, он вправе требовать исключения данных о себе.

    Источник: