С переходом на прямые выплаты "автогражданка" должна стать обходительней с клиентом

Российские страховщики окончательно переходят к системе прямого возмещения убытков (ПВУ). Гражданин, признанный потерпевшим в аварии, имеет право обратиться по страховому случаю в компанию, где приобрел полис, а не в компанию виновника.

Тяжелый случай? Покупаем!

Необходимость "отремонтировать" отношения страховщика и страхователя назрела давно. Нарушений на этом рынке столько, что появился спрос на услуги специализированного коллекторского агентства: юристы выкупают проблемные полисы у автовладельцев, когда страховщик отказал или предлагает смехотворную сумму после ДТП. Переуступить "порченые" страховые обязательства агентству с 30- или 50-процентной скидкой оказывается проще и выгоднее, чем самому ходить в страховую компанию и в суд, как на работу, да еще без уверенности в успехе.

В среднем страховщики занижают выплаты на 40%. Коллекторы как раз и рассчитывают заработать на разнице, выжать из компании больше, чем это мог бы сделать неискушенный обыватель.

- Недоплата происходит повсеместно, - рассказывает создатель "Союза защиты прав страхователей" Михаил Бугров. - Страховые компании имеют своих "карманных" оценщиков, которые пишут в экспертном заключении все, что пожелает фирма. За последний год востребованность экспертов упала, многие сидят без заказов, и непокладистый специалист просто остается не у дел. А коллекторский бизнес как раз из этого и произрастает, это работа для мастера автотехнической экспертизы.

Дела с прямыми отказами коллекторы тоже охотно выкупают. Наиболее распространенные случаи - когда при разборе обстоятельств "карманный" эксперт заключает, что такого ДТП просто не могло быть. Особенно часто это происходит при крупном ущербе, когда компании выгоднее снять с себя обязательства, чем расплатиться с клиентом.

- Услуги коллекторов будут востребованы, - подтвердил президент Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада Евгений Дубенский. - Спрос на их работу есть, ведь у страховых компаний теперь более жесткое отношение к своим клиентам. Но коллекторскому агентству будет очень сложно получить возмещение с тех компаний, которые лишены лицензий и покинули рынок. Потерпевшим в ДТП лучше обращаться за прямым возмещением ущерба.

Подмоченные полисы

Как поясняет Дубенский, прямые выплаты распространяются на всех автовладельцев, и права потерпевшего защищены, даже если компания виновника ДТП оказалась банкротом. Страховщики выплачивают деньги по системе ПВУ, а уже потом разбираются с возмещением собственных убытков. Такой порядок побуждает клиента придирчиво смотреть, с кем заключать договор "автогражданки": он заинтересован в репутации фирмы, в отличие от посредников, массово продающих полисы в автосалонах и МРЭО. Там как раз и предлагают сомнительные полисы тех компаний, которые платят высокие комиссионные. Чем щедрее страховщик с агентами, тем ниже его надежность. Те страховщики, которые прогорели в этом году, как раз и делали ставку на повышение продаж любой ценой.

- Система прямых выплат снижает риск для клиента, - уверены специалисты. - У потерпевшего в ДТП есть выбор, куда обратиться. По прямому урегулированию он может получить деньги от своей компании быстрее, чем от той, где застрахован виновник. Ведь при таком возмещении компания потом компенсирует свои затраты по взаиморасчетам.

    Ссылки к статье: