Одни компании ищут способы эффективного управления дебиторской задолженностью, другие сами попали в число должников. Увы, от этого никто не застрахован. Что делать, если контрагент уже передал ваш договор в руки коллекторов? Как действуют коллекторы при взыскании задолженности, и каким образом к ним переходит право требования погашения долга?

Про представителей этой специфической профессии ходит множество слухов и легенд. Как правило, все они овеяны мрачным ореолом, который тянется еще с лихих девяностых.

«Действительно, встречаются случаи воздействия на должников незаконными методами. Но это скорее остаточное явление, такие компании обычно долго не существуют и не признаются профессиональным коллекторским сообществом. К счастью, практика выбивания долгов с помощью прямых угроз и физического насилия осталась в прошлом, и можно уверенно сказать, что в России сейчас формируется цивилизованный коллекторский рынок» , - говорит Игорь Теплицкий,- начальник Управления оперативно-правовой деятельности коллекторской компании «ЭтАп».

Коллекторские компании работают по договорам аутсорсинга или цессии, то есть кредиторы передают либо функции по возврату долгов коллекторам (аутсорсинг), либо и вовсе право требования, принадлежащее кредитору, переходит коллекторам (если это договор цессии).

Чем же можно объяснить востребованость такого рода компаний по всему миру? Логика проста. Сбор долгов – дело непростое и хлопотное, требующее наличия опыта, специальных знаний и навыков. Поэтому, как юридическим, так и физическим лицам, проще, не отвлекаясь от своей основной деятельности, переложить заботу о взыскании долгов перед ними на плечи тех, кто взялся заниматься этой деятельностью профессионально.

Если контрагент передал или продал ваш договор коллекторской компании, Вас, вероятно, интересует, как действуют ее представители при взыскании задолженности, и есть ли возможность решить вопрос полюбовно. Какую стратегию поведения при взаимодействии с ними лучше выбрать?

Довольно жесткие методы работы, которые, однако, не должны выходить за рамки закона, предполагаются самой спецификой деятельности таких компаний. Тем не менее, очень многое зависит от Вас. «Цель коллектора – не напугать, а договориться с должником - говорит начальник Управления по работе с корпоративными клиентами коллекторской компании «ЭтАп» Евгения Шмаренкова. - Поэтому, если представители задолжавшей компании идут на контакт, это предполагает дальнейшее сотрудничество, выгодное обеим сторонам».

Самый непродуктивный способ общения с коллекторами – пытаться ввести их в заблуждение, утверждая, что у компании нет долга, в то время как он имеется; грубить, или, наоборот, отмалчиваться. Сотрудники коллекторского агентства юридически подкованы, а на руках у них имеются все необходимые документы, поэтому доказать наличие задолженности документально им не трудно. Однако, легко соглашаясь оплатить долг, а затем не сдерживать заранее невыполнимое обещание, - тоже далеко не лучший вариант, способный только осложнить отношения между вами.

Между прочим, коллекторы часто идут на уступки компаниям – должникам, представители которых смогли разработать грамотную политику в общении с ними. Сумев в процессе переговоров убедить коллекторов в том, что ваша компания заинтересована в оплате долга, но не может сделать это по действительно независящим от нее обстоятельствам, можно найти компромиссное решение, приемлемое для обеих сторон. Например, Вам может быть предоставлена рассрочка, позволяющая ежемесячно вносить реальную для Вас сумму. Все договоренности, разумеется, фиксируются документально.

Возможность уступок оценивается аналитиками коллекторского агентства, при этом учитываются различные факторы: сумма долга, кредитная история, регулярность платежей, причина неоплаты и многое другое.

В любом случае, с коллекторскими компаниями выгоднее сотрудничать, нежели конфликтовать.

Специалист по маркетингу и связям с общественностью
Коллекторской компании «ЭтАп»
Агуреева Елена.

    Ссылки к статье: