Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

В наше стремительное время, человека везде окружает манящая реклама, соблазняя тем или иным способом улучшить качество жизни. Многим людям на эти соблазны собственных денег не хватает и поэтому приходится брать кредиты или микрозаймы. Однако, некоторые заемщики переоценивают свои финансовые возможности и по разным причинам не могут своевременно расплатиться, тем самым попадая в нелицеприятный список должников и делая «плохой» свою кредитную историю. Анализируя последние статистические данные можно увидеть, что самый желанный заемщик – это женщина старше 35 лет, которой необходимы деньги на семейное событие, покупку подарка или отпуск. Также хорошо платят работники государственных структур, различные специалисты и руководители. Плохо выплачивают задолженность работники физического труда и мужчины в возрасте до 40 лет. Если говорить о регионах, то самые дисциплинированные клиенты живут в Рязани, Астрахани и Тамбове, а наименее ответственные – в Вологде, Перми и Самаре.

Микрофинансовый рынок становится более клиентоориентированным. Постоянно повышается качество работы с заемщиками, следовательно, растет их количество и неизбежно растет количество клиентов с просроченной задолженностью. Чтобы процесс взыскания для клиентов был менее болезненным, специалистами Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР) и Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) 04 июня в Москве в Центральном доме журналиста, на Круглом столе, организованном Национальной службой взыскания, был представлен Кодекс Этики и Стандарты работы с просроченной задолженностью на рынке микрофинансовых организаций.

Появление Кодекса не случайно и своевременно, отметил Михаил Мамута, председатель совета НП «МиР», президент «НАУМИР». Вопросы, связанные с взысканием задолженности являются важными с экономической и социальной точки зрения, особенно на рынке микрофинансовых организаций. Микрофинансирование получает все большее распространение на российском рынке, постепенно становясь частью финансово-кредитной системы, расширяя доступ к заемным средствам для той части малого бизнеса и населения, для которых ограничен доступ к традиционным банковским услугам (в силу удаленности населенного пункта, малых объемов запрашиваемого кредита, отсутствия кредитной истории, небольшого размера предприятия и т.п.). В 2012 году сумма микрозаймов составила $1,7 млн., в 2013 году по прогнозам эта сумма утроится, но неизбежно последует рост задолженности. Кодекс является превентивной мерой в работе с должниками. Кодекс ни в коем случае не ограничивает конкуренции, а наоборот является одним из преимуществ, при выборе компании, так как права заемщика больше защищены. В разработке Кодекса учитывался опыт других стран и России в том числе. Он пока носит рекомендательный характер, но со временем станет обязательным. Кодекс является первой, но далеко не последней ласточкой, которую выпускают и разрабатывают саморегулирующие компании, получая при этом стратегическое преимущество, в борьбе с «серым кредитным рынком». Через месяц будет введен стандарт по реструктуризации задолженности.

Позицию регулятора выразила Юлия Бондарева, заместитель руководителя ФСФР. Она подчеркнула, что сегодня Кодекс является частью инициатив, особенно в отсутствии законодательства на рынке коллекторских услуг. Эти нормы прозрачны и отражают весь спектр взаимодействия кредитора, заемщика и коллекторской организации. Введение стандартов дает возможность присоединения к лучшим практикам. Реакция заемщика на любые нововведения важна, так как именно он выбирает компанию выдающую займы и в последствие работает с ней. Однако нужно заметить, что часть рынка займов находится не под надзором и число жалоб заемщиков на грубое отношение к ним в связи с просроченной задолженностью среди таких компаний растет. 22% жалоб являются обоснованными, но есть и такие, кто, пользуясь случаем, не хотят попросту выплачивать свои задолженности. Мы всеми доступными способами это выясняем, и решаем возникшие вопросы.

Лучшие алгоритмы работы в сфере коллекторских услуг были взяты за основу, как для разработки банковского Кодекса, так и для Кодекса микрофинансовых организаций заверил Артур Александрович, вице-президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств. Прозрачность и безопасность для заемщиков должна быть приоритетной. Что-то из этих принципов уже внесено в проект, но по мере работы будут добавляться новые аспекты. Рынок очень подвижен. Главное в этой работе открытость понятность, а также настроенный канал обратной связи с заемщиком, который должен знать свои права и обязанности. Механизм мониторинга помогает выявить слабые стороны, а независимый дисциплинарный комитет выполняет наблюдательные функции. Основными целями и задачами НАПКА являются: создание и развитие цивилизованного рынка услуг в области сбора просроченной задолженности; утверждение высоких стандартов качества предоставляемых услуг; поддержание информационного поля, благоприятного для развития коллекторского бизнеса; поддержка экономических и правовых аспектов деятельности коллекторских агентств; поддержка и продвижение законодательных инициатив. Уже сегодня все цивилизованные банки ведут бизнес с членами НАПКА, именно к этому нужно стремиться на рынке микрофинансовых организаций.

Создание Кодекса продиктовано рынком, подтвердил Расим Исмаилов, член совета НП «МиР», председатель правления «Кредитный Союз». Существует масса проблем, которые возникают особенно при появлении просрочки. Мнения, которые легли в основу Кодекса, собраны и проанализированы временем. В первую очередь он нацелен на потребителя, но до сих пор некоторые коллекторские организации ведут процесс взыскания жестким путем, и это вызывает у потребителя только негатив и отторжение. Клиент платит деньги и мы должны учитывать его возможности и входить в его ситуации. Нужно деликатнее относиться к проблемам заемщиков. На сегодняшний день мы отказались от услуг некоторых коллекторских агентств, не корректно ведущих бизнес. Внимательно нужно относиться к компаниям, которые заявляют уровень задолженности менее 5%. Это говорит о том, что компания не работает активно на рынке кредитования.

Все эти шаги содействуют развитию законодательства, регулирующего отношения, возникающие в процессе осуществления микрофинансовой деятельности в России. Способствуют всестороннему содействию, формированию и комплексному развитию национальной системы микрофинансирования в Российской Федерации, как эффективного механизма развития малого предпринимательства, повышения уровня жизни малообеспеченных слоев населения и улучшения прозрачности бизнеса. Существует также сверхзадача - повысить информированность потребителя.

Фото с сайта Bankir.Ru

    Источник:     Ссылки к статье: