Что нужно знать сибирякам, которые задолжали банку? Готовы ли финансовые учреждения Новосибирска пойти на уступки должникам?

Сейчас, в период кризиса, горожанам все труднее исполнять свои обязательства перед банками: предприятия сокращают рабочий день, урезается заработная плата… Сибиряки остаются без работы и… с кредитами. Горожане хватаются за головы: когда брали у банка в долг, то имели возможность его погасить. А сейчас? Сотрудники финансовых организаций говорят, что процент просрочек по-прежнему высок. Хотя, как отмечают банкиры, сейчас к решению о том, брать или не брать кредит, новосибирцы подходят более взвешенно.

Если данные банку обязательства не исполняются, он либо собственными силами (а может, с помощью коллекторов) добьется выплат, либо обратится в суд и потребует взыскать задолженность с заемщика или поручителя. При этом взять могут как деньгами, так и заложенным имуществом (квартирой, автомобилем). Именно это и страшит горожан. Но кредитные организации готовы идти на уступки.

Новосибирские финансисты единодушны в одном: если человек предчувствует сложности с выплатой кредита, нужно сразу идти в банк - объяснять причину непогашения долга. В противном случае есть риск раз и навсегда испортить свою кредитную историю. Ведь информация о недобросовестном плательщике окажется в общей базе, а это чревато будущими отказами в займах.

- Заемщикам, которые не могут выплачивать кредит, предлагается несколько вариантов, - рассказывает Светлана Наумова, заместитель управляющего филиалом Бинбанка в Новосибирске. - Если заемщик трудоустроен, но не может выплачивать кредит в соответствии с установленным графиком из-за снижения доходов, то банк может предложить реструктуризировать задолженность, уменьшив ежемесячные платежи. Заемщикам, которые хотели бы погасить просрочку, но не могут в силу накопившейся суммы штрафов, банк готов пойти на уступки и рассмотреть возможность снижения суммы штрафных санкций вплоть до полного отказа от их взимания. Если же человек потерял работу, ему может быть предложена отсрочка платежей на срок до шести месяцев. Условия в каждом случае определяются индивидуально, ведь у каждого клиента свои уникальные обстоятельства и возможности.

Реструктуризация - это снижение долговой нагрузки (ежемесячных платежей) по действующему кредиту.

- Еще один вариант - это перекредитовка, то есть предоставление нового кредита сроком до пяти лет на погашение уже имеющегося кредита. При этом по новому кредиту ежемесячные платежи становятся меньше, что снижает долговую нагрузку на заемщика, - объясняет Сергей Меньшиков, начальник отдела кредитования физических лиц филиала "ТрансКредитБанка" в Новосибирске. - По ипотечным кредитам также может быть предложена выдача стабилизационного кредита сроком не более срока ипотечного кредита. Его суть в том, что в течение первого года из средств стабилизационного кредита оплачиваются ежемесячные платежи по действующему ипотечному кредиту. По истечении первого года платежи по кредиту оплачиваются заемщиком самостоятельно. Кроме того, стабилизационные кредиты могут быть предоставлены заемщикам в агентствах по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов, куда заемщики обращаются по рекомендации банка.

Для того чтобы воспользоваться любым из указанных способов, нужно подготовить необходимый пакет документов, аналогичный тому, который необходим для получения кредита.

Если вы попали под сокращение, нужно предоставить в банк копию приказа. В случае, когда речь идет о снижении уровня достатка, понадобится справка о доходах.

Комментарий специалиста

Юрист Вячеслав ГОРЛАНОВ: "Банк не вправе лишать вас покоя"

- Когда сотрудники банков звонят вам по несколько раз на дню, это достаточно неприятно. А если в придачу по ночам приходят эсэмэски от службы безопасности, могут пропасть и сон, и трудоспособность.

Самый простой способ решить возникшую ситуацию - обратиться в банк с письменной претензией. Только, предъявляя ее, обязательно зарегистрируйте ваш экземпляр документа (входящий номер или хотя бы дату, фамилию и должность сотрудника).

В претензии укажите свои требования и адрес, по которому банку мог бы прислать вам письменный ответ.

Подобные частые звонки и эсэмэски нарушают ваши права как потребителя. А в случае дальнейшего несоблюдения прав вы можете просить защиты. Вам должны помочь органы по защите прав потребителей. Ничто не мешает вам одновременно обратиться в суд с требованием о возмещении морального вреда, причиненного банком.

    Источник: